Меню

Касса: 8 (8172) 75-70-73

Филармония в годы Великой Отечественной войны

ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ЛЮДИ.

Юбилей Великой Победы все торжественней и радостнее шагает по нашей земле!

Незримо вместе с нами праздник встречают и  те поколения филармонических артистов, на долю которых выпали трудные годы потерь и побед.

Память об этом времени хранят документы, фотографии и личные воспоминания — к сожалению, немногочисленные  дошедшие до нас свидетельства самоотверженного участия  творческих работников областной концертной организации  в общем деле борьбы с ненавистным врагом.

В канун юбилея вместе с документальными свидетельствами военного времени для вас прозвучат живые воспоминания двух артисток фронтовых концертных бригад...

Когда в апреле 1939 года в скромном помещении на Мяснорядском мосту в Вологде открывалось концертно-эстрадное бюро, никто не мог и предполагать, насколько остро в этом событии сказался зов времени и как был необходим  нашей области подобный центр, организующий всю концертную и музыкально-просветительскую работу.

В январе 1940 года КЭБ уже проводил масштабный фестиваль искусств «Декаду  советской музыки». Многие посетители концертных залов тогда впервые «вживую»  на сцене слушали произведения Д.Шостаковича, А.Хачатуряна, Г.Свиридова, Р.Глиэра, Б.Томилина. На афишах фестивальных концертов стоял гриф «Вологодская областная филармония». Однако официальный приказ Вологодского облисполкома за номером 334-а, подтверждающий создание  областной филармонии,  был опубликован только 3 июля 1944 года (сделать это раньше помешали трагические события войны), а датой ее открытия было объявлено 1 сентября 1944 года.

С тех времен Вологодская филармония, свершая свой 70-летний путь и неуклонно накапливая духовный капитал, становилась местом притяжения истинных любителей искусства, центром, где всегда активно пульсирует культурная жизнь, и частью личного жизненного пространства каждого, кому дороги традиции отечественной  культуры  и небезразлична судьба современного искусства…

В наши дни эта широко известная концертная организация России носит имя композитора-земляка Валерия Гаврилина. 

ПОКА ШЛА ВОЙНА…

Группа артистов филармонии 1942г. Крайний слева внизу Иван Писанко балалайка второй ряд слева Николай Бахтенко тенор

С первых месяцев Великой Отечественной войны на базе КЭБа стали создаваться концертные бригады из местных артистов и эвакуированных ленинградцев.

Они направлялись в госпитали, переформировывавшиеся воинские части, действующую армию, отдаленные населенные пункты Вологодской области и проходившие через Вологду санитарные эшелоны...

Лирическая песня, художественное слово, искрометный танец и задушевный голос баяна оказались остро востребованными повсюду.

konshina

В большую работу по обслуживанию фронта и тыла включились многие вологодские музыканты. В первую очередь это были певцы Александра Уланова, Галина Верескова, Николай Бахтенко, баянисты Николай Шаховский,  Екатерина Козлова, Иван Писанко, вместе с ними чтецы Наталья Декаленкова и Анна Аверина и еще немало представителей самых разных сценических жанров.

При каждой встрече со зрителями наши артисты вновь и вновь убеждались, сколь важно и необходимо их искусство людям.

И потому не страшили их нелегкие условия выступлений, неудобства быта и сложности путей-дорог к зрителю.

Архивы КЭБа и воспоминания вологжан сохранили имена многих ленинградцев – участников военных концертных бригад. Это певцы Леонид Привалов, Елена Сорокина, Евгения Сясько, Александра Коваленко, сказительница М. М. Прокошева, пианистки Екатерина Павлова-Сильванская и Наталья Корзун, скрипачка Нэлли Островская, драматические артисты Эрна Рокотова, Марина Крыжицкая, Анна Ларионова, Анатолий Костромин, балерина Екатерина Ковальская, артист оркестра и дирижер джаз-ансамбля Виктор Трухтанов, эстрадный артист А. М. Фарфель.

И первым директором филармонии стал ленинградец, театральный режиссер Осип Михайлович Раскин.

Бригада Зинаиды Либровской, в основном, работала в вологодских госпиталях, а группа Марины Крыжицкой в декабре 1944 года на десять дней выезжала в прифронтовые районы. Молодежной эстрадной бригаде в начале 1945 года достался маршрут на Кольский полуостров, а День Победы вологжане встретили в Кингисеппе.

ulanova

Но и в условиях военных лет филармония находила силы на камерно-филармонические формы работы — организовывала лекции-концерты, посвященные музыке российских классиков, используя своих артистов и привлекая педагогов местного музыкального училища, предлагала слушателям разнообразные программы камерных жанров, успешно проводила выступления известных гастролеров.

dekadenkova

Годы войны  запомнились любителям музыки спектаклями Большого театра «Севильский цирюльник» и Ленинградского театра оперетты «Раскинулось море широко», концертами артистов МХАТа А. Тарасовой и Н. Хмелева, джаз-оркестра п/у Я. Скомровского (солистка К. Шульженко) и Ленинградского театра эстрады под руководством А. Райкина.

В нелегких условиях тех лет формировались основные зерна будущей широкомасштабной работы концертно-просветительской организации.

КОГДА ЗАМОЛКАЛИ ПУШКИ...

zdanie

...В тот мглистый зимний вечер несколько филармонических артисток безнадежно "застряли" на одном из перегонов Бабаевского района. Притормаживая ход, составы не останавливались на этой маленькой станции, а двери в тамбур оставались закрыты. Бригадир нашей концертной группы, ленинградка Зина Либровская, уже отчаявшись упросить кого-нибудь посадить девушек в вагон, использовала последнее средство: она устроила Катю Козлову на жестком футляре баяна  и попросила играть. В обстановке задымленного полустанка, привычного к людской озабоченности и суете, звуки музыки казались каким-то фантастическим отголоском  мирного прошлого.

Но вальс "Амурские волны" все-таки выполнил свою роль. Притормозивший эшелон принял вологжанок в тамбур одного из вагонов. И здесь Катя не выпускала из рук баян, а девушки негромко пели, пока в проеме внутренней двери  вместе с облаком теплого влажного воздуха не возникла огромная фигура мужчины в тельняшке.

Как оказалось, состав вез военных моряков из Мурманска, и замерзшие пассажирки тотчас были приглашены в вагон. Обогревшись и напившись чаю, в обстановке всеобщего внимания они безостановочно пели весь перегон до родного города.

Подвижническая работа артистов в годы Великой Отечественной войны достойна благодарной памяти потомков. Самые невероятные условия  выступлений и постоянные сложности путей-дорог к зрителю преодолевались ими стоически. Открытый ветру кузов армейской полуторки в 40-градусный мороз, опасный проезд по только что разминированной дороге в "Долине смерти" под Мурманском, ночевки на сеновалах и в учебных классах школ, недоедание, вынужденный обмен хлебных карточек на отрез ткани для концертного платья — все было нормой существования участников "летучих" концертных бригад. В ходе выступлений  у артистов случались и голодные обмороки, но...в Вологде никогда не было недостатка в профессионалах и талантливых любителях, готовых петь, танцевать, читать стихи или играть на музыкальных инструментах для всех, чьи духовные силы в трудные дни испытаний могло поддержать их искусство.

Эвакуированные ленинградцы работали в бригадах вологжан или создавали свои концертные группы. В 1942 году 17 человек объединились, чтобы создать музыкальный спектакль "Песня о песне". Профессиональные артисты и режиссеры из Северной столицы постоянно работали с местной молодежью. С глубоко благодарным чувством первое поколение вологодских филармонических исполнителей вспоминало мастер-классы певца Л. Привалова, балетмейстера М. Дубяго, режиссера А.Турцевича.

В феврале 1945 года молодежная концертная группа из Вологды была командирована на Кольский полуостров. Наталья Декаленкова тогда читала симоновского "Сына артиллериста". Анна Аверина выступала с "Русским характером". Весьма кстати пришлись песни в исполнении Шуры Улановой и Гали Вересковой —популярные в те годы "Офицерский вальс", "Цветочница Анюта", "Мишка-одессит", "Темная ночь". Танцор Сергей Калямин, пожалуй, самый опытный из всех, едва оправившись после фронтового ранения, теперь выходил на сцену с вальсом-чечеткой.

Эта нехитрая программа словно бы возвращала бойцов в мирные дни, напоминала о доме, поддерживала надежду на скорую встречу с близкими.

А сами участники фронтовых концертных бригад и в глубоко пожилом возрасте вспоминали не столько трудности своих путей-дорог военных лет, сколько десятки направленных на них глаз зрителей, улыбки и слова искренней благодарности за доставленную радость встречи с искусством.

В год 70-летия нашей общей Победы слова светлой памяти хотелось бы обратить ко всем артистам —участникам фронтовых концертных бригад.

Элла КИРИЛЛОВА