Меню

Касса: 8 (8172) 75-70-73

Всероссийская научно-практическая конференция «Валерий Гаврилин и XXI век» прошла в рамках Х Гаврилинского фестиваля

Всероссийская научно-практическая конференция «Валерий Гаврилин и XXI век» прошла в рамках Х Гаврилинского фестиваля

Всероссийская научно-практическая конференция «Валерий Гаврилин и XXI век» прошла в ВоГУ и Вологодской областной государственной филармонии им. В.А. Гаврилина. Конференция стала частью программы X Международного музыкального Гаврилинского фестиваля на Вологодчине.

Слушания докладов проходили на трех площадках: в Вологодской государственной областной филармонии имени В.А. Гаврилина, в Вологодском государственном университете и Вологодском районном краеведческом музее. Участники обсудили жизнь и творчество Валерия Гаврилина, значение его наследия, место его музыки в современном культурном пространстве. К конференции присоединилось более 20 музыковедов из разных регионов России.

«К нам приехали ученые из Москвы, Ростова-на-Дону, Оренбурга, Нижнего Новгорода, Брянска, Воркуты и других городов России. Все эти музыковеды занимаются изучением творчества Гаврилина и живут его музыкой, что подтверждает, что наследие нашего великого земляка известно по всей стране», – отметила заведующая кафедрой музыкального искусства и образования ВоГУ Марина Долгушина.

«Нас объединяет музыка Валерия Гаврилина. И эта осень на Вологодчине по-настоящему “гаврилинская”. Проходит музыкальный фестиваль, был открыт памятник композитору, а теперь музыковеды со всей страны обсуждают его творчество», – прокомментировал генеральный директор Вологодской областной государственной филармонии им. В.А. Гаврилина Денис Саничев.

«Мне представляется очень правильной тема конференции — "Валерий Гаврилин и XXI век". Валерий Александрович большой художник, знаток народного творчества, блестящий публицист. Он — большой мыслитель. И все его наработки актуальны сегодня. Он размышлял о том, что есть Россия, русский народ, рассуждал о важности образования и воспитания», — говорит профессор кафедры культурологии, музыковедения и музыкального образования Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета Владимир Адищев.

«В этом году мы не стали разделять программу конференции на тематические секции. Однако, в представленных исследованиях прослеживается определенное единообразие. Многие участники конференции подготовили доклады о сочинениях Валерия Гаврилина для театра и кино. Это и балет “Анюта”, и музыка к фильму ‘Женитьба Бальзаминова”. Есть доклады, посвященные влиянию эстрадной музыки на творчество Валерия Гаврилина. В этом году в конференции впервые участвуют студенты ВоГУ. Их исследования посвящены фортепьянной музыке вологодского композитора и жанровым особенностям его произведений», – подчеркнула доцент кафедры музыкального искусства и образования ВоГУ Светлана Блинова.

Одна из главных тем в исследованиях творчества вологодского композитора – образность и иносказательность. В ВоГУ на всероссийской научно-практическая конференции «Валерий Гаврилин и XXI век» выступила заведующая кафедрой камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки Оренбургского государственного института искусств имени Л. и М. Ростроповичей Татьяна Резницкая.«Валерий Гаврилин, по его собственным словам, обладал “генетическим ощущением фольклора”, благодаря которому “сочинение звука и слова идет одновременно”. Интонация музыки и текста в его произведениях не просто идут рука об руку, а спаяны воедино. Вокальная миниатюра становится тем жанром, который позволял Валерию Гаврилину наиболее полно и глубоко выразить свой внутренним мир, рассказать о волнующем, сокровенном и ценном. Для этого он и использовал иносказания, метафоричность, тот самый “эзопов язык”», – отметила Татьяна Резницкая.

Профессор кафедры общего курса и методики преподавания фортепиано Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова Ольга Скорбященская считает неразрывной связь Валерия Гаврилина и великого австрийского композитора: «Музыка Шуберта стала для Валерия Гаврилина частью детства. С его произведениями он познакомился еще в Вологде, когда занимался в классе Татьяны Дмитриевны Томашевской. И безусловно творчеством австрийского композитора Гаврилин вдохновлялся при написании «Немецкой тетради». Не случайно знаменитого вологжанина многие называют “русским Шубертом”».

Финальным аккордом конференции стало посещение участниками, студентами ВоГУ и гостями конференции «гаврилинских» мест: деревня Перхурьево и Воздвиженье, где прошли детские годы композитора. Главный хранитель фондов районного краеведческого музея  Надежда Сергеевна Рыбина рассказала о детстве будущего композитора, провела по тропинкам, где гулял маленький Валерик. Участники посетили храм в д. Воздвиженье, где размещался детский дом, директором которого была Клавдия Михайловна Гаврилина, мать композитора. Завершилась конференция концертом студентов Вологодского государственного университета в музейном зале.

«Валерий Гаврилин – это композитор, о котором еще не написана самая главная книга. Только в последние десятилетия музыковеды начинают открывать его творчество. Валерий Александрович – нетипичный композитор для XX века, который при этом остается современным. Его музыку, прежде всего, любят слушатели и исполнители», – прокомментировал профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова Игорь Воробьев. 

Фотоальбом

Сборник ВАЛЕРИЙ ГАВРИЛИН И XXI ВЕК

(скачать до 05.05.2025)

 

Галерея: