Артисты Детского музыкального театра
Касса: 8 (8172) 75-70-73
По благословению настоятеля Пантелеимонова монастыря на святой горе Афон архимандрита Евлогия и митрополита Вологодского и Кирилловского Саввы
Фотограф Костас Асимис (Греция)
Выставка будет проходить с 19 мая по 10 июня 2022 года
График работы выставки:
20, 25, 26, 27 мая; 1, 2, 3, 8, 9, 10 июня — с15.00 до 17.00
Фотографией на Святой земле Афона начали заниматься очень давно. Первое фотоателье появилось здесь в начале 70-х годов XIX столетия. По благословению старцев Свято-Пантелеймонова монастыря — архимандрита Макария (Сушкина) и старца Иеронима — монахи-фотографы не только тщательно фиксировали все значительные события жизни обители, но и проводили жанровую съемку. Вскоре по примеру русских своими фотографиями обзавелись и некоторые греческие монастыри.
Благодаря трудам афонских фотографов и в наши дни мы можем получить представление о сокровенной жизни Святой земли Афона и о тех, кто жил на этой земле много лет назад. Эти фотографии донесли до нас облик преподобного старца Силуана Афонского. Хранятся в обители и редчайшие фотоснимки времен немецкой оккупации, сделанные тогдашним представителем русского монастыря в Киноте иеромонахом Василием (Кривошеиным) — будущим архиепископом Брюссельским, известным богословом.
Увы, время оказалось властным над фотолабораторией. Из-за уменьшения числа насельников она постепенно пришла в упадок, а хрупкие стеклянные пластины с негативами подверглись разрушению. Прибывшее в 60–70-е годы из СССР пополнение монахов мало интересовалось памятью навсегда ушедшей России. Катастрофический ущерб монастырскому архиву нанес пожар, опустошивший летом 1968 года половину монастыря. В таком удручающем состоянии и нашел фотоархив греческий фотохудожник Костас Асимис, прибывший сюда, чтобы заняться его восстановлением и сохранить редчайшее достояние для современников и потомков.
Костас Асимис родом из Ташкента, куда его родители попали в 1949 году после гражданской войны в Греции. Затем семья переехала в Югославию, где он получил филологическое образование и всерьез занялся фотографией. Первый опыт фотомастерства Костас приобрел в студии моды и рекламы Мюнхена. Собственную студию он открыл в 1985 году в Салониках, навсегда связав свою жизнь с профессиональной фотографией.
Впервые Асимис попал на Святую гору Афон в 1984 году. Сюда его привела судьба, чтобы он, проникнувшись благодатью, царящей на этой земле, остался очарованным ею навсегда и решил там работать. Долгие годы фотохудожник по крупицам собирал артефакты афонской истории, в числе которых — уникальные дагерротипы, хранившиеся в старой фотолаборатории на Святом Афоне. Именно он занялся спасением и реставрацией бесценного старинного фотоархива в русском Свято-Пантелеймоновом монастыре. Среди редчайших снимков архива — тот, где запечатлен лик Пресвятой Богородицы, чудесным образом явившийся в языках пламени во время раздачи хлеба убогим монахам у стен монастыря.
Святая Гора является главной темой жизни и творчества фотографа вот уже на протяжении более 30 лет. По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия в России творчество Костаса Асимиса впервые было представлено в 2007 году на Международной выставке православного искусства «Свет миру» в Москве.
За это время выставки Костаса Асимиса с успехом прошли в Германии, Польше, Чехии, Италии, Швейцарии, Франции, Великобритании, в регионах Республики Казахстан и Украины, а также в Москве, Костроме, Брянске, Воронеже, Санкт-Петербурге, Владимире, Новороссийске, Ставрополе, Новороссийске, Краснодаре, Иркутске, Калуге, Туле, Саратове, Черкесске и многих других российских городах.
В 2016 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил церемонию открытия фотовыставки Костаса Асимиса «Под покровом Пресвятой Богородицы: жизнь и быт монастырей Афона», посвященной 1000-летию русского монашества на Святой Горе Афон, в Патриаршем музее церковного искусства в Храме Христа Спасителя
г. Москвы.
«…Думаю, что важность этой выставки не только в том, что на высоком художественном уровне сфотографированы монастыри, причем в таких ракурсах, которые делают эти монастыри для обычного паломника неузнаваемыми. Нас ведь обычно подвозят к главным вратам, потом богослужение, а потом общение с монахами. Поэтому нет возможности отойти от монастыря, тем более — подняться в горы и взглянуть на него со стороны. А Вы, Костас, сделали это всё, и сделали замечательно. Думаю, что эти фотографии будут действительно составлять золотой фонд материалов, связанных с Афоном.
Я хотел бы, чтобы с этой выставкой ознакомилось как можно больше людей, потому что и сегодня Афон занимает важное место в жизни нашего народа, в жизни нашей Церкви, в жизни нашего монашества. И дай Бог, чтобы эти материалы помогли людям лучше почувствовать и понять значение Святой Горы для России, для всей исторической Руси и для каждого, кто живет духовной жизнью, кто отождествляет себя с Православной Церковью и, кто признает важность монашеской традиции. Сердечно вас благодарю» — отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Всего выставка «Наш Афон» включает в себя около 300 работ. Своеобразным введением в жизнь современного Афона являются исторические фотографии конца XIX — начала XX вв., передающие атмосферу жизни Свято-Пантелеймонова монастыря времен последних десятилетий Российской империи, а также святыни, моменты праздничных богослужений и будничных трудов святогорских монахов, природа, скиты, кельи, удивительные строения афонских монастырей. Центральную, часть экспозиции составляют мастерски выполненные портреты афонских старцев, монахов, послушников.
Каждая фотография Костаса Асимиса — это произведение искусства, открывающее многовековую историю духовного становления одной из самых почитаемых христианских святынь на Греческой земле — Святой горы Афон. С 1993 года Костас является представителем русского Свято-Пантелеймонова монастыря на Афоне.