В последнее время возрастает интерес к классической музыке...

31 марта в зале Вологодской филармонии выступил лауреат международных конкурсов, фортепианный дуэт Ирина Силиванова и Максим Пурыжинский. Концертные выступления дуэта состоялись во многих городах России, в Европе, Азии и Америке.

Музыканты дали концерт в Вологде уже в пятый раз: ранее они уже покоряли вологодскую публику исполнением музыки Гершвина, Моцарта, Рахманинова, Регера, Шостаковича и Сен-Санса.

В этот раз Ирина Силиванова и Максим Пурыжинский посвятили своё выступление 120-й годовщине со дня смерти великого немецкого композитора Йоганнеса Брамса.

С Ириной Силивановой и Максимом Пурыжинским побеседовала пресс-секретарь Вологодской филармонии Евгения Лапцова.

Евгения Лапцова: Ирина Витальевна, Максим Владимирович, как сложился ваш творческий дуэт?

Максим Пурыжинский: Начало нашей с Ириной творческой деятельности относится к годам обучения в Московской консерватории. Мы стали играть в ансамбле в 1998 году, являясь студентами класса профессора Елены Рихтер. Примерно через год, в 1999, мы перешли в класс камерного ансамбля профессора, народного артиста России Александра Бондурянского, с именем которого связаны все наши дальнейшие достижения.

Евгения Лапцова: Как вам удалось завоевать I премию на престижнейшем конкурсе фортепианных дуэтов Dranoff  International Two Piano Competition в Майами?

Максим Пурыжинский: В 2008 году мы прошли очень сложный отбор по видеозаписи, затем живое прослушивание перед жюри в Голландии и вошли в число полуфиналистов. В Майами мы пять дней подряд играли совершенно разные произведения, и по результатам вместе с дуэтами близнецов-сестёр из Америки и близнецов-братьев из Германии вошли в тройку финалистов. Мы сыграли конкурсное произведение – Концерт для двух фортепиано с оркестром ля-бемоль минор Макса Бруха, и по результатам прослушивания нам дали первую премию. Кроме того, мы получили приз за лучшее исполнение специально написанного для конкурса сочинения Ричарда Родни Беннетта «Вариации на тему Li l li b urlero».

Евгения Лапцова: Что вы можете сказать об инструментах филармонии?

Ирина Силиванова: Я восхищена черным роялем Steinway.

Максим Пурыжинский: Белый рояль, может быть, чуть уступает черному новизной, но в нём есть благородство, и в этих стенах благородного Дворянского собрания он занимает особое место. Я бы сказал, что черный рояль более технократичен, а белый более аристократичен.

Евгения Лапцова: «Я мыслю только музыкой, и если так пойдет дальше, превращусь в аккорд и исчезну в небесах» – писал Йоганнес Брамс Кларе Шуман. А как вы считаете, что отличает мышление музыканта?

Ирина Силиванова: Я согласна с Брамсом и даже не удивилась бы, узнав, что он улетел в небеса в виде аккорда. Музыканту свойственно мыслить музыкальными категориями. Все жизненные впечатления переосмысливаются, перерабатываются, превращаясь в музыку. Прочитанные книги, внешние события, внутренние переживания – всё это находит свое воплощение в интерпретации, в творчестве: будь то исполнительство, композиторство или педагогическая деятельность.

Максим Пурыжинский: Я вспомнил удивительный факт: когда я учился водить машину, инструктор поражался и говорил «Как это быстро у тебя получается!». Только сейчас, во время интервью, я понял, что давил на газ также плавно и нежно, как я педализирую на рояле. Музыкальное образование помогает и в быту (смеется).

Евгения Лапцова: Насколько, на ваш взгляд, актуальна классическая музыка сегодня?

Ирина Силиванова: Классическая музыка очень современна. Я думаю, что она актуальна сегодня. Человек сам выбирает, что слушать и как себя вести. И здесь велика роль воспитания, родителей, педагогов. Конечно, для того чтобы слушать классическую музыку нужна подготовка. Прививка красотой, заложенной в классической музыке, крайне важна в детском возрасте. А еще очень важно своевременно увидеть творческий потенциал ребенка, развить и направить его в нужное русло.

Максим Пурыжинский: Есть мнение, что в музыке что-то понимают два процента от двух процентов населения. Но, несмотря на это, мне кажется, что сегодня волна интереса к классической музыке возрастает. И, по моему мнению, это реакция на тот контент, который нам предоставляет радио и телевидение. Люди хотят получить эмоции, которые не может дать шансон, звучащий в маршрутке или эстрадные песни. И мы рады делиться с нашими слушателями красотой гармонии, мелодии, образной сферы, которые заложены в произведениях великих композиторов.

Евгения ЛАПЦОВА

Режим для слабовидящих